LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сенченко А. А.
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сенченко А. А.
Все игрушки можно сравнить с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем. Готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому, ведь главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: к этому космосу ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления и радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Так можно вырастить только детей-потребителей, а не детей-творцов. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир.
Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборов LEGO, которая нашла широкое применение во всем мире. LEGO в переводе с датского lеg gоdt — «играй хорошо», «увлекательная игра»; в переводе с латыни - «я собираю».
LEGO – одна из педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Манипулируя с элементами LEGO, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, LEGO помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с элементами LEGO стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности создания нового.
Актуальность применения LEGO - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение конструирование имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, восприятия формы и размеров объекта, пространства, тактильных качеств, развития мелкой моторики. Дети овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивается образное мышление; младшие школьники учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Мною разработана дополнительная общеобразовательная программа «LEGO - конструирование». Она имеет научно - техническую направленность, рассчитана на детей 6-8 лет.
Цель программы: развитие исследовательских умений детей в процессе освоения мира через их собственную творческую предметную деятельность.
Задачи программы:
1. создать мотивацию успеха обучающихся на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
2. научить создавать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий;
3. создать условия для развития тонкой моторики, пространственного восприятия, логического мышления (рефлексивные навыки);
4. развивать регулятивную структуру деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
5. развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
Основные формы и приемы работы с обучающимися:
· Беседа
· Ролевая игра
· Познавательная игра
· Задание по образцу (с использованием инструкции)
· Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
· Проект. На каждом занятии предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей конструктора LEGO, а также выполняются и отдельные тематические LEGO-проекты по изучаемым разделам.
· Графические задания
Введение новых государственных стандартов начального образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO.
LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условию, по замыслу.
Конструирование по образцу — есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его с помощью материала, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования наиболее эффективно развивает творческие способности.
Таким образом, программа «LEGO - конструирование» направлена на формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире, устройстве различных конструкций и механизмов, развитие творческих способностей детей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность младших школьников, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, находить решения и реализовывать их, работать над развитием речи обучающихся.
Литература
1. Волкова, С. И. Конструирование [Текст]/ С. И. Волкова – М.: Просвещение, 2009. – 206 с.
2. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO [Текст]/ Л. Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.
3. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст]/ Т. В. Лусс – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.