Если рассматривать педагогическую деятельность, как контакт между человеком и человеком, или как контакт между лидером и группой (с учетом этапов развития группы), то необходимость в знании психологии становится очевидной. Человек, по своей природе, склонен искать среди окружающих - людей, к мнению которых он будет прислушиваться, или людей, которые будут прислушиваться к нему. Таким образом, для наиболее продуктивного общения, когда человек искренне заинтересован во мнении другого - требуется высокая степень доверия.
Считается, что в педагогической деятельности, как и в психологии, быть значимой фигурой для ребенка – является наиважнейшей задачей. Однако, учитывая, что один из принципов педагогики – «быть личным примером» очень часто просто забывается - даже опытными педагогами. Становится непонятным – чего взрослые хотят от детей, если сами, находясь на мероприятии городского уровня – не отключают сотовые телефоны и разговаривают между собой в момент выступления коллег. Как можно требовать от воспитанников дисциплины, если самому позволительно ее нарушать, или как можно говорить о вреде курения, делая при этом очередную затяжку? Иначе говоря – чтобы быть действительно значимым для других человеком, к которому можно прислушиваться и которому можно доверять – нужно в первую очередь не противоречить себе.
Чтобы быть значимой фигурой для ребенка – нужно чувствовать свою ответственность за каждый свой поступок и каждое свое слово с первых секунд общения. В формировании первого впечатления о человеке играют внешний вид и стереотипы, сложившиеся у индивида. Даже если человек этого не осознает – он «считывает» информацию с того, кого он видит перед собой. Кроме того, очень важно в последствии не разочаровать в себе, иначе это будет болезненно для психики ребенка. По этому "держать марку" необходимо не только в рабочее время, но и в повседневной жизни.
Существует несколько рекомендаций, для формирования положительного мнения о личности:
1. Вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе - вести себя напряженно и скованно.
2. Адекватное восприятие информации и реакция на нее. Например, когда педагог слышит от ребенка, что ему интересен компьютер с точки зрения игрока, не стоит отвечать: «Что за ерунда! Вот когда ты поступишь в институт, и вы будете изучать объектно-ориентированное программирования и скорее всего языки «Delphi» и «Си», а пока что давай изучим алгоритмизацию для боле глубокого понимания процесса выполнения программой поставленных задач».
3. Адекватная подача информации:
– подача информации на понятном человеку уровне;
– безэмоциональная оценка событий, не касающихся учебного процесса (например, политические, или другие темы, не интересные детям);
– подача теоретической информации, не касающейся учебной деятельности – только с ссылкой на ее источники с пояснением выбора источника информации (не уместно будет звучать фраза: "А вчера по Рен-ТВ сказали, что древние Египтяне изобретя эликсир бессмертия, переселились на Венеру")
– подача информации без отклонений в религиозную тему.
4. Заинтересованность увлечениями личности. Способность поддержки разговора на заданные темы. Будет большим плюсом обсуждение интересных ребенку тем, косвенно связанных с изучаемым предметом это может оказаться полезным для привлечения внимания ребенка к изучаемым темам. Например, при обсуждении компьютерных игр с учителем информатики можно привлечь внимание к характеристикам компьютера, оптимизации работы операционной системы, антивирусной защите, использование виртуального оборудования, настройка и использование локальной/глобальной/виртуальной сети, и т.д.
5. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе - это использование комплиментов. Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что стимулирует на более эффективную деятельность и снимает его психологическую защиту.
6. Поддерживать моменты общности и коллективизма. Оставаясь значимой фигурой для ребенка и поддерживая развивающуюся личность, следует обратить внимание на имеющуюся группу в целом. Для работы с группой следует не только учитывать ее жизненный цикл, но и определить ее лидеров и аутсайдеров, если таковые имеются. Очевидно, что установив лидеров группы и (учитывая индивидуальные особенности) склонив их на "свою сторону" – можно с большей легкостью оставаться значимой фигурой для всего коллектива.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности личности, стадию развития имеющейся группы и собственный статус в этой группе – можно эффективно управлять этой группой и ставить цели для самосовершенствования.