ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В РАМКАХ ЦЕНТРА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Гаврилова Е.М., Панфилова М.А.
МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества», г. Новокузнецк
Гаврилова Е.М., Панфилова М.А.
МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества», г. Новокузнецк
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Развитие каждого ребенка неравномерно — то замедленно, то скачкообразно, в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей его высшей нервной системы его опыта, восприятия, физического развития и т.д. Неравномерность развития проявляется в более быстром развитии одних функций при задержке в развитии других. Подтверждением является то, что у одних детей сильно развито воображение или логическое мышление, у других — память. А это значит, что одни школьники будут иметь более высокую успеваемость по гуманитарным предметам, другие — по точным. Проблемы школьной неуспеваемости кроются в отсутствии (или в недостаточном их владении) сформированности общеучебных умений и навыков, а не в усвоении школьной программы. И это все закладывается именно в возрасте от 5 до12 лет. Возможности системы дополнительного образования позволяет гармоничное овладение УУД в сочетании с развитием психических функций ребенка дошкольного возраста. Изменения в школьном образовании, непременно влекут за собой и изменения в дошкольном образовании, предъявляют ему более высокие требования.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития не только физических и умственных сил ребенка, но и его чувств, нравственно-волевых качеств, эстетического восприятия окружающего мира. От уровня развития этих качеств во многом зависит будущее ребенка. Дошкольная пора – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребёнка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и с собственным внутренним миром. С психологической точки зрения дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Центр детского (юношеского) технического творчества «Спектр» предлагает комплексную программу предшкольной подготовки «Растишка», которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. Актуальность и восстребованность предшкольной программы обусловлена социальным заказом родительской общественности детей дошкольного возраста, так как сегодня далеко не все дошкольные учреждения, в силу социальных и экономических условий, могут обеспечить разностороннюю деятельность детей. Кроме того, ввиду большой загруженности дошкольных образовательных учреждений, не все дети дошкольного возраста могут их посещать. Комплексная образовательная программа «Растишка» актуальна в настоящее время, потому что направлена на всестороннее развитие старших дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольные учреждения, а также на подготовку их к обучению в школе. Основной идеей программы является личностно-ориентированный подход. Программа предшкольной подготовки «Растишка» строится в соответствии с принципами:
· комплексность (обучение по нескольким программам);
· интегрированность (взаимосвязь нескольких предметов: окружающий мир и ИЗО; ИЗО и музыка, математика и конструирование, музыка и ритмика.);
· принцип возрастной преемственности развития ребенка (на каждой ступени обучения осуществляется преемственность физического, умственного, эмоционального и социального развития детей: на первой ступени основное внимание уделяется развитию образно-эмоциональной сферы личности ребенка, укреплению его физического здоровья, вторая ступень ориентирована на непосредственную подготовку детей к школе);
· принцип индивидуального подхода к детям, т.е. использование педагогом различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов воспитания и обучения по отношению к каждому ребенку.
Программа «Растишка» предназначена для детей дошкольного возраста 5 - 7 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия ведутся по следующим программам: «Грамматика», Математика», «Мир вокруг», «Изобразительное творчество», «Конструирование», «Музыкальный калейдоскоп».
Все занятия проходят с учетом игровой потребности детей. Игра помогает педагогу донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи занятия, а также быть основной ступенью в развитии познавательных интересов обучающихся. Регулярно на своих занятиях в объединении педагоги использует различные дидактических игры и пособия, способствующие интеллектуальному и творческому развитию детей, развитию глазомера, мелкой моторики рук, такие как развивающие игры В. Воскобовича: «Геоконт», «Шнур-затейник», «Волшебная восьмерка», «Конструктор букв», «Лабиринт», «Логический экран», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинезера».
Цель программы: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи программы:
Обучающие:
· приобретение умений и навыков учебной деятельности;
· формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
· развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
· прививать ответственное отношение к учебе;
· формировать метапредметные навыки;
· развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
· воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
· формировать культуру общения друг с другом;
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Занятия по программе «Музыкальный калейдоскоп»развивают умственные и физические способности, мелкую и крупную моторику. Дети выполняют элементы ритмопластики, участвуют в подвижных музыкальных играх, пальчиковых и жестовых играх. На этих занятиях педагог использует элементы психогимнастики, разучиваются танцевальные композиции. Благодаря музыкально-ритмической деятельности ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления.
На занятиях конструирования педагоги используют задания для развития мелких мышц руки.
Формируют пространственную ориентацию, координацию движений (умение различать понятия «выше – ниже», «вперед – назад», «слева – справа»).
У детей развивается координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Дидактический стержень урока — деятельность самих ребят, которая заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать и размышлять. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.
Объединение «Растишка» позволяет детям посещать в одном месте занятия по разным направлениям, что создает одновременно предпосылки для выявления наклонности детей и в дальнейшем продолжить обучение в профильных объединениях нашего учреждения.
В объединении есть много традиций, среди которых проведение праздника «День Матери», новогоднего праздника и праздника «Из малышей в ученики» по окончании учебного года. Важным условием образования дошкольников является тесное сотрудничество педагогов с родителями обучающихся. Работает «Родительский клуб» где родители могут получить психолого-педагогические рекомендации по вопросам обучения и воспитания своего ребенка, прослушать лекции и посетить семинары по темам «Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе», «Как безболезненно пройти адаптацию в первом классе». Родители могут получить индивидуальную консультацию по проблемам воспитания детей. В объединении работает методическая служба, которая помогает педагогам решать задачи ближайшего развития детей и подготовки их к школе. Педагогический коллектив объединения «Растишка» работает в режиме развития и постоянно совершенствует комплексную программу предшкольной подготовки.
Литература
1.Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А.Г. Асмолов// Вопросы образования. – 2008. - №3
2..Выготский, Л.С. Собр.соч./Л.С.Выготский. – М.,1984. – Т.4
3.Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова,Е.В. Харламова. – М., 2005