ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Психолого-педагогическую компетентность можно представить как согласованность между знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия. По сути, личностные качества педагога обеспечивают своеобразие внешней реализации знаний и умений и они же оказывают влияние на детей. Поэтому главным критерием психолого-педагогической компетентности является направленность на обучающегося как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и саморазвитии, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников.
Вся деятельность педагога протекает в общение с отдельными учащимися, группами и родительской аудиторией. Любое педагогическое действие предполагает психологический контакт и ведущую роль взрослого в процессе общения. Достижение цели педагогической системы (саморазвитие личности ученика) и качество педагогического процесса будет невозможным без ориентации педагога на саморазвитие и самопознание. Исследование педагогов и психологов позволило получить результаты, доказывающие влияние личностных качеств педагога на успешность его профессиональной деятельности, именно профессионально значимые личностные качества будут составлять его гуманистический потенциал, т.е. способствовать всестороннему здоровому развитию личности каждого ребенка, а значит обеспечивать целесообразность и качество педагогического взаимодействия. Педагог с заниженной самооценкой не способен воспитать саморазвивающуюся личность. В своей практической деятельности мне приходилось видеть педагога, которому трудно было справиться с дисциплиной на занятии, потому что болезненно воспринимает поступки детей или принимает их в свой адрес, в результате неадекватная эмоциональная реакция и конфликт обеспечен.
Опекунское отношение к обучающимся, а не позиция руководителя, организующего деятельность энергичных, самостоятельных, и инициативных личностей, пусть имеющих свои возрастные особенности, - причина многих проблем педагога. Управлять деятельностью детей сложнее, чем деятельностью взрослого, так как основная цель учителя – способствовать развитию личности учащегося.
Существуют проблемы управления группой детей в процессе обучения– планирование и постановка целей, организация взаимодействия, поддержание дисциплины и использование различных систем оценивания, знание психофизиологических особенностей самого себя и детей в том числе, до сих пор остаются мало освещенными вопросами в психолого-педагогической литературе (с точки зрения применения на практике обычным учителем). Мы забыли о том, что в основе образования лежит воспитание привычки учиться. Не использование возможностей ребенка и своих собственных, а воспитания т.е. оживление того что есть в ребенке и педагоге доброго и разумного т.е. образованности.
Мы забыли об истинном предназначении учителя. Педагог потерял в общей своей массе на современном этапе свою миссию учителя с большой буквы. Это мастер, который передает практический опыт и учит читать мир в символах и знаках, в своих собственных ощущениях. Учит рассуждать и понимать причинно-следственные связи всех вещей в мире.
Были в древнерусском языке слова «учити», «учитися», «ученье», «ученый», «учитель», «ученикъ», «учьба» (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово «укъ» — «учение». Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других: наука, навык, привыкать... Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках. А означал индоевропейский «ук» — «приучаться», «привыкать», «доверять». Формирование привычки или навыка достаточно сложный психологический механизм. У него есть свои закономерности и этапы. И если этого не знать, то сформировать привычку невозможно. Наверное, мы забыли о том, что знания это еще не привычка, а просто возможность к ее формированию. «Посеешь привычку, пожнешь характер».
Наиболее эффективным способом достижения цели образования, является саморазвитие педагога, его профессионально значимых личностных качеств, через свою профессиональную деятельность. Самодвижение личности в самом общем виде зависит от тех противоречивых внутренних отношений, которые сложились в ней на данный момент. Движущей силой саморазвития служит противоречие между потенциальным и актуальным состоянием педагога.
Во-первых, при сознательном саморазвитии личности, когда педагог осознает противоречие своей деятельности и необходимость самоизменений (в поведении, отношениях, взглядах, приоритетах). У него возникает внутренняя потребность в самосовершенствовании.
Во-вторых, при стихийном развитии, когда развитие субъекта идет главным образом извне (в виде требований, рекомендаций вышестоящих органов, администрации школы), как система требований к профессии, обоснованная с помощью психолого-педагогических знаний. В результате к внутренней саморегуляции поведения подключаются внешние воздействия, при чем воздействия внешних факторов на самодвижущуюся систему, тем значительнее, чем менее организованная система.
В профессиональной сфере педагог реализуется как целостная личность, передает окружающим свою неповторимость и посредством своей деятельности продолжается в других людях.
Можно назвать три фактора, влияющих на успешность развития психолого-педагогической компетентности:
· исходная потребность педагога в личностном развитии, в самопознании.
· зависимость развития психолого-педагогической компетентности от степени вовлеченности учителя в процесс самосовершенствования в профессиональном и личностном аспекте.
· рефлексивные навыки педагога, способствующие повышению самооценки.
Гаврилова Е.М., зав.методическим отделом.