ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ
В РАЗВИТИИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сидоренко Л.Д.
Человеку с давних времен было свойственно стремление познать окружающий мир, облегчить свою тяжелую жизнь, сделать ее комфортнее, проще и удобнее. За долгие столетия люди совершили огромное количество открытий в самых разных областях, изобрели десятки тысяч полезных и нужных приборов и приспособлений, транспортных средств, без которых нашим современникам нормальная жизнь кажется невероятной.Транспорт связывает города и континенты, поселки и деревни, позволяет быстро добраться из одного конца города в другой, дает людям возможность путешествовать, смотреть мир, осуществлять хозяйственную деятельность.
Тебе хочется объехать весь мир на машине? А может быть ты хочешь путешествовать на корабле или самолете? Я научу тебя, как это сделать из дерева, бумаги, картона при помощи клея и ножниц. Но чтобы начать свое путешествие, нужно еще одно условие: воображение, фантазию. Таков основной подход в формировании творческой личности ребенка и в частности развития технической смекалки и начальных конструкторских способностей..
На занятиях по начальному техническому моделированию использую задания по изготовлению моделей транспорта. Такие задания позволяют познакомить детей с историей развития его, совершенствуют их навыки в графической грамоте, знакомят с основами конструирования и моделирования, с методами и приемами ТРИЗ: «Аналогий», «Системный оператор», «Дробление-объединение», метод рисунка, «Мозговой штурм», «Плюс, минус, интересно».
Действующие модели наиболее предпочтительны при изготовлении, чем статичные, так как могут внести на занятии элемент соревнования и поддержать элемент заинтересованности техническим творчеством.
Дошкольников и младших школьников не интересуют подробности в конструировании средств передвижения, воображение и фантазия позволяют им путешествовать на бумажных машинах и ракетах не только по суше и по воздуху, но и по воде и под водой, и даже во времени. Ребенок сам становится изобретателем, конструктором и даже сам управляет своим изобретением.
Широкий простор и большие возможности для игры, детское конструирование и экспериментирование - это три кита, на которых держится современное образование младших школьников. Цель занятий с ними – удовлетворить детское любопытство и любознательность, потребность в игре, желание сделать что - либо своими руками, познакомиться со свойствами материалов, моделями, их поведением в воде и в воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом.
Дети как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково - познавательной, исследовательской видах деятельности. Появляются дополнительные возможности для воспитания творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсорная координация. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, на занятиях и совместных играх.
Особый интерес представляют творческие коллективные композиции не только плоскостные, но и объемные. Объем важен для развития мышления ребенка, его пространственной ориентации.
Как научить детей изобретать? Изобретение – это нахождение умом нестандартных решений. Чтобы изобретать, надо путешествовать (мысленно) и общаться.
Главная цель занятий в объединении научно-технической направленности – научить ребят наблюдать, подмечать. мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать и обыграть. Техническое моделирование всегда привлекало внимание детей, в детских играх отражается этот громадный интерес ребят к технике. Игра в своем развитии перерастает в труд, в практическое владение техникой.
Моделирование неразрывно связано с техническим творчеством. На первых порах моделирование да и любая иная работа детей в области техники, неизбежно носит характер исполнительской, воспроизводящей деятельности. Вначале учу детей выполнять простейшие сборочные операции, знакомлю с различными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Мало- помалу мы переходим к решению все усложняющихся технических и конструкторских задач, их техническое мышление развивается, труд приобретает все более и более творческий характер. Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детских лет. Политехническое обучение открывает широкие возможности для такого воспитания. Задача работы объединения состоит не только в том, чтобы дать моим воспитанникам определенный круг технических знаний, умений, навыков. В условиях ускоренного научно- технического прогресса то, что было новым вчера и сегодня, завтра, когда воспитанник придет на производство, окажется устарелым. Поэтому, основная задача состоит прежде всего в том, чтобы научить ребят добывать знания самостоятельно, технически мыслить, искать и находить пути рационального решения возникающих перед ними конструкторских и технологических задач. И тем самым подготовить их к творческому труду на производстве. И моделирование, при правильной его организации, является одним из эффективных средств приобщения обучающихся к техническому творчеству.
Любая практическая работа ребят, а следовательно и моделирование, должна быть осмысленной. Строя модель, дети ясно должны представлять себе, хотя бы в самых основных чертах, конструкцию и принцип действия соответствующей машины или механизма. Младшие школьники на первых порах в основном копируют модели, изготовляя их по готовым образцам, выкройкам и чертежам или просто собирая из деталей. Однако я их понемногу подвожу к творчеству, к созданию моделей. В этом случае они начинают выполнять свою работу осмысленно, учатся применять на практике полученные знания, постепенно приобретают конструкторские, рационализаторские и даже изобретательские навыки и умения.
Самостоятельное решение мыслительных и практических задач при моделировании требует от ребят волевых усилий, упорства, настойчивости в достижении поставленной цели. Постоянно слежу за точностью и аккуратностью в работе, тщательной отделкой деталей, экономным расходованием материалов, прививаю навыки культуры труда.Таким образом, правильно организованные занятия по техническому моделированию имеют большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания обучающихся.
Изготовление моделей – процесс, о значении которого убедительно писал А.М.Горький: «…Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Любые творческие достижения детей не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы участвуют в выставках разного уровня. От того, как будут представлены работы, во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.
Литература
1.Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач/ Г.С. Альтшуллер//Кишинев- 1989.
2.Журавлева А. П. Что нам стоит флот построить/ А.П. Журавлева// Патриот- 1990.
3.Семенов Э.В. Кружок начального технического моделирования в школе/ Э.В. Семенов// Просвещение-1982.